|
|
Я никогда специально не собирал коллекцию объективов. Но те, которые
по моему мнению или по общему убеждению годились для качественной
съемки портретов - старался приобрести любой ценой.
Большинством старых объективов я снимал хоть раз. Некоторыми,
как Гелиаром, Имагоном - очень часто.
Совсем недавно мне казалось смешным писать очевидные и "всем
известные" факты о старой фототехнике, однако... поколение за
поколением приходят молодые фотографы и кто то должен рассказать им
о "днях минувших", как наши старики рассказывали нам.
AB
Вслушайтесь в названия старых фотообъективов. Почти в каждом
случае название отражает качественные характеристики объектива.
Обычно в качестве основы берется какое нибудь слово, например
stigmatique (точечный) и затем путем прибавления соответствующих
приставок /греческих слов/ создается наименование фотографическому
объективу.
Так составлены названия Aristostigmat (совершенно точечный),
Holostigmat) вполне точечный), Isostgmatique (равномерно точечный),
Orthostigmat (точечный без искажений), Neostigmat (новый
анастигмат), Planastigmat (анастигмат с плоским полем изображения,
Velostigmat (быстрый анастигмат), - которые указывают, какими
особыми качествами в смысле астигматизма и кривизны поля изображения
обладают приведенные объективы.
Апланатизм изображения отражается в следующих названиях:
Aplanastigmat, Aplanat, Aplanйtique, Antiplanat.
На очень большое поле при хорошем качестве изображения
указывают названия: Eurygraphe, Eurynar, Euryplan (eurus - большой,
широкий), Perigraphe, Periplan (Peri - вокруг), Eurygonal, Hypergon,
Teragonal, (gone -угол; hyper - чрезмерный; teras - чрезвычайный).
Отсутствие дисторсии в объективе тоже считается особым
показателем качества его, отсюда имеем следующие названия:
Rectilineare, Rectigraphe, Rectoskope (rectus - прямой), Orthar,
Orthostigmat, Orthoscop (orthos - правильный), Linear, Collinear
(линия в линию), Homocentric (имеющий один центр), Alethar (alethes
- прямой).
Плоское поле изображения отражено в названиях Aristoplan,
Planar и др.
Универсальность применения показана названиями: Polynar,
Polyplast, Policentriqne (poli - много), Pantar, Pantogonal,
Pantoscop (pan -все).
Телеобъективы (tele - далеко). К этой категории принадлежат
Telecentric, Teletessar, Bistelar (дающий в два раза большее
изображение при том же растяжении меха). Многие объективы названы по
числу линз, входящих в конструкцию (считая линзы в склеенных
группах): Octanar, Sextar, Tetrastigmat, Tessar (tessar - четыре),
Trioplan, Triotar, Triplan (Tri - три); некоторые носят названия,
положенные в основу их конструирования, например, Unofocal (все
четыре линзы имеют одинаковое по абсолютному значению фокусное
расстояние), Primoplan (коррегирование объектива произведено для
съемки передних планов).
Некоторые названия содержат в себе идею быстроты, как
например, Celor, а другие идею блеска, как например, Glaucar,
Leukar, Clarior, а так же лучезарность, сияние светил, звезд, молнии
и т.д., как то: Heliar, Heliostigmat, Heliohonal ( Helios - солнце),
Stellor (Stella - звезда), Fulmenar (fulmen - молния); кроме того
названия, показывающие полное совершенство и законченность - Artar,
а так же могущество - Dunar.
Наконец некоторые названия могут быть расшифрованы как
начальные буквы слов, например Dagor - Doppel Anastigmat Goerz
(двойной анастигмат Герца). Естественно, если вы не знали
производителя или не были уверены в качестве его продукции, само по
себе громкое название еще ни чего не
гарантировало.
Начну с фотографии моих детей. Старые фотоаппараты - их первые (и мои последние)
игрушки.
Надпись на объективе: Стефан Дубинский Киев. надо думать господин Дубинский
заказал личный объектив, в соответствии со своими потребностями и
вкусом.
Портретный объектив "Nicola Perscheid" Emil Busch, A.G.Rathenow. Может быть самый
знаменитый (не путать с "распространенный") портретный объектив.
Симметричный объектив апланатического типа. Безусловно коллекционный
раритет. Запатентован в Германии в марте 1923 года и назван в честь
берлинского мастера портретов Г-на Nicola Persceid, который указал Емилю
Бушу на необходимость создания такого объектива. Данный экземпляр
принадлежал известному советскому портретисту В. Малышеву. Подробнее об
объективе "Никола Першайд" на странице http://antique.boom.ru/photobooks и
на японском сайте http://www.cosmonet.org/camera/nicola_e.htm
Портретный объектив "Cooke" фирмы Тейлор и Гобсон. Несимметричный тройной анастигмат,
состоит из трех несклеенных линз, из которых средняя - рассеивающая, а две
наружных - собирательные. Рассчитан Гарольдом Тейлором в1893 году.
Послужил прототипом для Гелиара, Тессара и считался в свое время
исключительно дорогим объективом.
Гелиар был одним из самых используемых, в силу своей универсальности, объективов.
На открытых диафрагмах он рисовал мягко, объемно, выделяя каждый блик на
коже. Но стоило прикрыть диафрагму до 11 и у вас в руках оказывалсярезкий,
сухой и достаточно контрастный объектив. Повторюсь, что если бы
Voigtlander & Sohn выпустили бы только Гелиар, уже этого бы хватило,
что бы занять место и в истории фототехники и в моем сердце. Но был еще
Коллинеар. А это и объективный набор, и качественный универсальный
анастигмат, и широкоугольник. Гелиар рассчитан был Гартингом и Рихтером в
1902 году. Пятилинзовый анастигмат. Две крайние пары склеены, одна
средняя линза свободна. Один объектив из Фойхтлендеровских я так и не смог
найти за все годы - Гелиар последней версии с регулируемой мягкостью.
Регулировка производилось путем перемещения средней линзы. Выпускались с
фокусным расстоянием в 30, 36, 42 и 48 мм. Так что с его свойствами знаком
лишь теоретически.
Imagon Роденштока - объектив старый и современный одновременно. Старый, ибо по
схеме этот двух линзовый объектив напоминает Ландшафтную линзу апохромат
оптика из Франции Шевалье. Изготовили Имагон в 1931 году и с тех пор много
десятилетий он стоит на камерах ведущих фотографов мира. На фото Imagon
200 с хвостовиком от Хассельблада, переделанным, впрочем, мною под
Никон.
Imagon 300 мм. Главный "фирменный" имагоновский знак - "дырчатая" диафрагма,
позволяющая регулировать мягкость изображения. Относительно недавно эту
идею использовала фирма Mamiya в Soft 150 мм для RB.
Широкоугольный Аристостигмат (Waitwinkel-Aristostgmat). Двойной симметричный анастигмат.
Вычислил Кольморген в 1900 году. Угол 100 градусов.
Biotessar Анастигмат Цейсса. Состоит из трех групп линз. Выпускается с 1930 года.
Двойной Протар, состоит из двух Protarlinse VII, 18см. Суммарное фокусное
расстояние 10, 5 см. Научный сотрудник фирмы Цейс Пауль Рудольф фактически
является автором первого анастигмата, названного впоследствии ПРОТАР
(Protar). Первый такой объектив был выпущен фирмой Цейс в 1891 году с
относительным отверстием 1:8. Следующее развитие данная схема получила с
выпуском знаменитой "Протарной линзы", где два двухлинзовых компонента
Протара были склеены в один блок. Протарная линза была самостоятельным
анастигматом, но настоящую славу фирме принесли так называемые "Двойные
Протары", состоящие из двух протарных линз в одной оправе. В этом
объективе Рудольф первым добился резкого по всему полю изображения, в то
же время свободного от искажений.
Двойной Протар Состоит из двух Protarlinse VII, передняя 41 см, задняя 48 см.
Pantogonal. Широкоугольный анастигмат Роденштока. Угол 125 - 130 градусов. Впереди отдельная
линза, сзади две склеенных.
Doppel-Amatar
Симметричный анастигмат Цейсса. Каждая половина состоит из трех склеенных линз.
Tessar Цейсса.
Один из самых знаменитых в мире объективов. Несимметричный
анастигмат. передняя часть состоит из двух отдельных линз, задняя из двух
склеенных. Выпущен в 1902 году по разработке П.Рудольфа. Усовершенствовал
его Ван-дер-Слеб.
Двойной Протар, состоит из двух Protarlinse 350 и 285 мм. Фактически такой
объектив является набором из трех объективов, ибо возможна съемка каждой
"половинкой". Общее фокусное расстояние набора прибл. 190 мм. И этот
двойной Протар и предыдущий Тессар 210 мм от одной из моих любимых
цейссовских камер - Juwel 13 x 18. Знаменита тем, что камерой такой снимал
Ansel Adams.
Название - Doppel Anastigmat Tessaplast, то есть пластичный четырехлинзовый
объектив. Тут все ясно. Но вот изготовитель указан коротко - Dr. Staeble.
Речь идет о фирме STAEBLE & Co., Dr.Franz Staeble, Мюнхен. Все
объективы этой фирмы были с такими же "пластичными" названиями:
Choroplast, Neoplast, Polyplast, Protoplast, Lineoplast.
Монокль.
Простейший объектив, состоящий из одной плоско-выпуклой или
вогнуто-выпуклой линзы. Широко применялся в художественной фотографии.
Впервые в продажу был выпущен К.Вернером. Часто с моноклем применяли
желтый светофильтр в сочетании с ортохроматическими пластинками. В этом
случае отпадала необходимость делать поправку фокусной
разницы.
Двухлинзовый
объектив типа - Перископ. Первый Перископ был выпущен в 1885 году
мастерской К.А.Штайнгеля в Мюнхене. В дальнейшем этот недорогой и
популярный портретный объектив многократно усовершенствовался. Недостаток
- необходимость вносить поправку на фокусную разницу, как в
монокле.
|
|
|