Фотоэкспонометры и их история



 

Фотоэкспонометры от табличных до почти современных

  Приборы для определения фотографической экспозиции условно можно разделить на 4 класса: шкальные (табличные), фотохимические, оптические и электрические. Название "Экспонометр" (экспозиметр), повсеместно принятое сейчас, ранее было лишь одним из названий прибора для определения экспозиции. Использовались, часто одновременно, такие термины, как "Photometer", "Actinometer", "Exposure Meter", "Lightmeter" и другие.
  Одним из самых распространенных шкальных определителей экспозиции в России был выпускавшийся торговым домом Стеффен и Ко "Автофотометр Митголъ". Митгол представлял собою небольшую книжечку в твердом переплете, в начале которой размещался шкальный определитель экспозиции, а затем описывались наиболее типичные ситуации освещенности. Насколько популярным был Митгол можно судить хотя бы по тому, что после переворота 1917 года он продолжал переиздаваться практически без изменений. Еще в 50 годах прошлого столетия шкальный экспонометр, в котором в виде таблиц содержались основные условия съемки: время года и суток, время года и суток, состояние неба, условия освещения, применяемые светофильтры, чувствительность пленки и др., был едва ли не главным инструментом фотолюбителя. Выпускали его самые различные производители: от ведущих фото фирм, до небольших артелей с экзотическими для нашего сегодняшнего слуха именами, типа "Художественный труд" Мосгоркультигрушсоюза (см. фото). Материалом чаще всего была фотобумага, но встречаются отпечатанные на бумаге полиграфическим способом, металлические, деревянные. По форме это и круглые плоские, как Митгол или Совфотол, и выполненные в виде линейки, типа логарифмической, как линейка-калькулятор Никитина, цилиндрические.
  Оптические определители экспозиции, именуемые в России фотометрами и актинометрами, использовались уже в 19 веке. Самым распространенным и многократно копируемым был Диафот (Diaphot) фирмы Ika. На фото рядом с ним практически идентичный прибор производства фабрики культтоваров Свердловского РПТ гор. Москвы. Принцип действия данных актинометров прост: рассматривается объект съемки сквозь синий фильтр с клиновидно изменяющейся плотностью. Фильтр проворачивается, до исчезновения изображения в тенях. После этого, на основании полученного значения, по шкале выбирается экспозиция. Не иначе как курьезом воспринимается сегодня совет из книги Ф.Донде "Советы по фотографии", 1932 год, помещать маленький оптический клин из диаскопа Ика на линзе собственных очков и быть всегда "во всеоружии". Актинометр Lios Шлихтера (см. фото) - трубка с наглазником и лупой. Рассматривается синий кружок в черном ободке на нейтрально матовом фоне. Наружное кольцо вращается до тех пор, пока синий цвет не сольется с черным ободком. Затем по шкалам, выгравированным снаружи, определяется экспозиция: на неподвижном кольце нанесены цифры, соответствующие чувствительности пластинок, на втором, вращающемся кольце - обозначения различных диафрагм, на третьем, тоже вращающемся - продолжительность экспозиции.
  В некоторых приборах, как например советский фотоэкспонометр ОПТЭК (см. фото), в50 - 60 годах выпускавшийся на ленинградском оптико-механическом заводе, следовало через оптический клин рассматривать на матовом стекле значения диафрагм разной яркости и определять последнюю различимую цифру. От экспонометра Filux Platin этот прибор отличается в основном расширенным диапазоном выдержек. Из советских отмечу еще оптический экспонометр ОВ-1 (определитель выдержки), добротно изготовленный в форме карманных часов с заводной головкой.
  Подвидом оптических экспонометром я бы назвал экспонометры типа визуального фотометра. Действие их основано на визуальном сравнении яркости снимаемого объекта с эталоном. Таковым был Photometer Тейлора с горящей свечей внутри. Выпускался в 1885 году. В 1925 году выпущен был Aho Photometer со служащей для той же цели электролампочкой. Недостатком всех типов оптических экспонометров была их зависимость от индивидуальных особенностей зрения и субъективных оценок человека. Несмотря на то, что в инструкциях некоторых из них предлагали рассматривать значения внутри окуляра прибора не менее минуты, для привыкания , например, после яркого света, результаты не могли удовлетворять фотолюбителей. Я намеренно не пишу фотографов, ибо в те времена профессионалы не "опускались" до использования подобных приборов. Основным инструментом определения экспозиции был опыт. Яков Халип рассказывал, что когда ему редакция поручала, например, снять 2 кадра с ответственного события, как то демонстрация или съезд, он брал с собой на съемку 2 пластинки. От себя добавлю, что получалось 2 шедевра!
  Из фотохимических экспонометров у меня есть только один тип, однако почти все известные мне приборы этого класса почти не отличаются друг от друга. Общее название было "Актинофотометр Винна", изготовители разные. Например фирма Adams выпускала их в 1911 году в Лондоне. Для определения экспозиции требовались: заранее пропитанная проявителем хлоро- или бромсеребрянная бумага, помещаемая внутрь прибора и секундомер. На приборе имелся небольшой секторообразный или круглый вырез, за которым была видна поверхность светочувствительной бумаги. Проворачиванием диска, открывалась незасвеченная часть поверхности. С этого момента засекалось время потемнения материала до плотности серых поверхностей , расположенных рядом с отверстием. На основании этого времени при помощи таблиц определялась экспозиция. Метод этот зачастую оказывался точнее, чем при пользовании оптическими экспонометрами, ибо меньшим было влияние субъективности оценки наблюдателя, хотя данный прибор и учитывал лишь некое суммарное освещение, а не свет, попадающий на объект съемки.
  Электрические экспонометры, принцип которых был разработан еще в 80 годах 19 века, в промышленное производство были внедрены в 30 годах прошлого столетия. Первым экспонометром с селеновым элементом, поступившим в продажу, по моей информации был Weston-Universal-617, выпущенный в 1932 году. Первыми из советских электрических экспонометров видимо можно считать ФЭДовский круглый экспонометр. После него появились: ЭП-3, ни одного изображения которого не встречал; ЭП-4, применявшийся например при киносъемках; Ленинград, Звезда - точная копия Weston Master III; экспонометр на камере КИЕВ 3.
  Отношение к приборам замера экспозиции мне кажется хорошо иллюстрирует книга В. Микулина - "Практика фотосъемки", Госкиноиздат 1950 года. Описывая все возможные виды съемки и экспозиционные ситуации, давая собственные рекомендации и таблицы по выдержкам при различных съемках, автор ухитрился ни разу не помянуть экспонометр или рекомендовать его применение. Можно сделать вывод, что электрический экспонометр в то время был достаточно редким и экзотическим прибором в России.
  В свое собрание ищу советские экспонометры "ОВ-1", "ФЭД" и "Звезда"




      Ввиду особой симпатии, испытываемой автором, этот экспонометр, вне всякой логики и очередности помещаю первым. Экспонометр ЭП-4 на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром. Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается практически во всей фото литературе 50 годов. О фото книгах на моей полке смотри на http://antique.boom.ru




      Одним из самых распространенных шкальных определителей экспозиции в России был выпускавшийся торговым домом Стеффен и Ко "Автофотометр Митголъ".




      Тот же Митгол. В десятом издании добавлены новые советские фотопластины. Издательство КИБУЧ. И автор тот же - В.Голубинский.




      Фотоэкспонометр производства артели "Художественный труд" Мосгоркультигрушсоюза. Автор - Зворыкин. Как и предыдущий прибор, кроме обычной экспозиции, определял так же экспозицию для разного количества магниевого порошка во вспышке.




      Фотоэкспонометр "Темп"
Составитель А.Д. Никольский. Артель "Новая школа", Ленинград




      Экспонометр артели "Металлпром" Ленгорметаллремпромсоюза. Никогда ранее я не встречал прибора, сделанного с большей степенью надежности! Несокрушимой прочности металлическое изделие. Центральный круг мог бы работать небольшой циркулярной пилой.




      Шкальный экспонометр AGFA. Предельно прост.




      Актинометр Гейде. Выпускался двух размеров с 1904 по 1930 годы. Рычажок внизу выбирает синий фильтр большей или меньшей плотности. Проворачиванием переднего кольца изменяем плотность оптического клина до пропадания деталей в тенях изображения. На основании полученного номера по шкале на обратной стороне прибора вычисляется экспозиция.




      Справа Диафот (Diaphot) фирмы Ika 1921 года. Рядом с ним практически идентичный прибор производства фабрики культтоваров Свердловского РПТ гор. Москвы. Диафот еще работает.




      Актинометр Lios Шлихтера.
Удивительно часто упоминается в довоенной советской фото литературе.




      Четыре идентичных прибора. Добротно сделанный металлический корпус. Встретил за много лет 4 штуки - все они здесь.




      Экспонометр "ВИКАР - 12".
Изготовитель - "Объединение производственных предприятий спортохотхозяйства ленобл. комитета по делам физкультуры и спорта"




      Экспонометр "Logaphot", Германия Автор H.C.Lange




      Невооруженным глазом просматривается родство советского экспонометра "ОПТЭК" (ОПТический ЭКспонометр), выпущенного в 1963 году на ленинградском Оптико-механическом заводе и, видимо, его прародителя - FILUX. На советском шкала получше...




      Фотохимические экспонометры. Актинофотометр "Винна". С одной стороны расположены Шкалы расчета экспозиции, со второй в маленьком кружке - щель, в которой видна специальная светочувствительная бумага. Диск проворачивается, открывая сегмент не засвеченной бумаги. Затем засекается время потемнения бумаги до плотности боковых полей кружка. По этому времени рассчитывается экспозиция.




      Прибор почти аналогичный предыдущему, но изготовленный в форме карманных часов. Да поля сравнения плотности пошире.




      Электрические экспонометры GOSSEN "OMBRUX" 1934 Первого поколения экспонометр с селеновым элементом




      ELECTRO BEWI SUPER
Экспонометр с селеновым элементом. Germany 1937 год.




      JRIS cine, GERMANY
Простой и оригинальный экспонометр для кино. Вместо указательной стрелки вращается внутренняя (розовая) шкала.


 


Коллекция Александра Бронштейна
Коллекция "Леек" Александра Бронштейна
Всяко-разное из коллекции Александра Бронштейна
...старые объективы
...фотоэкспонометры
...светофильтры Александра Бронштейна
Георгий Абрамов. История развития отечественного фотоаппаратостроения
Гостевая книга




Сайт создан в системе uCoz