|
|
Коллекционирование советских камер - увлечение через которое проходит почти каждый фотограф.
Но для одних - это как легкое "недомогание", типа свинки или коклюша в детстве, для других - страсть на всю жизнь.
Камеры выставляются на сайте в произвольном порядке, по мере кратковременных побед автора над ленью. Продолжение страницы по адресу http://leica.boom.ru/RusCamera2.htm
Некоторые предметы, тематически не нашедшие места на этом
сайте, можно найти по адресу: http://www.antique.boom.ru/other.html
Copyright c Alexander Bronstein
ФЭД "Red Flag" Отчего такое название? На крышке только этой партии была
надпись типа: "НКАП Ордена Трудового Красного Знамени завод имени
ФЭДзержинского." Аббревиатура НКАП - Народный Комиссариат Авиационной
Промышленности. Выпускался в военные годы и сразу после войны в эвакуации
в городе Бердск.
Киев
со стерео объективом. Было выпущено много стерео насадок/призм к Зоркому и
Киеву. Этот объектив, типа лейцовского STEMARа, и в комплеке с призмой
нечто действительно редкое. На моем надпись СН-5 и номер 00004. Год
выпуска 1952.
УФА
- кажется первая камера, выпущенная для КГБ. Объектив 2,7/20(?) мм с
фиксированным фокусом. Диафрагмы 2,7; 4; 5,6; 8. Выдержки: 1/10, 1/20,
1/50 и 1/100. Формат кадра: 10,5 х 15 мм. 16 мм пленка на 20 кадров в
специальных кассетах - приемная и подающая. Обратной перемотки нет. Спуск
затвора с одновременной перемоткой - электрические. Блок питания и кнопка
спуска - выносные. Оригинальной конструкции откидной прижимной столик. На
нижней крышке - оттягивающийся фиксатор приемной кассеты. Габариты камеры:
90 х 57 х 31 мм. Номер моей камеры 450200. Или по советской традиции это
должна быть камера № 200, год выпуска - 1945. И обязательно хочу вспомнить
предыдущего владельца этой камеры. Это замечательный человек и талантливый
оператор Сурэн Шахбазян.
ФТ-3
Панорамный фотоаппарат Токарева. Довольно редкая модель, в отличие от
более распространенного ФТ-2
ФЭД-С, или "командирский ФЭД" Основные отличия от стандартной модели -
выдержка 1/1000 и объектив 50мм f/2
Уже до войны ГОМЗ выпускал бакелитовую камеру СМЕНА.
"Репортер" - первая советская камера для профессионалов. Выдержки 1/5 - 1/1000 сек.
Шторный затвор. Изготовлено менее 1000 шт с 1937 по 1940 годы. На
государственном оптико-механическом заводе им. ОГПУ работали до войны два
талантливых конструктора, два брата - Баграт и Андраник Иоаннисиани.
Младший, Андраник, ведущий конструктор КБ фотоаппаратуры ГОМЗа,
разработчик фотокамеры РЕПОРТЕР. Вот письмо А. К. Иоаннисиани редактору
"Ленинградской правды", написанное им в сентябре 1937 года: "На Ваше
письмо, направленное мне редакцией "Ленинградской правды", отвечаю краткой
характеристикой камеры Репортер, которая, очевидно, исчерпает все Ваши
вопросы. Камера эта предназначена в основном для квалифицированного
фоторепортера, но, очевидно, будет так же отвечать вкусам высокоразвитого
фотолюбителя. Допускает производство снимков любого характера, кроме
репродукции, и представляет собой ручную клап-камеру, имеющую преимущества
в части удобства обращения и быстроты съемки, столь необходимых при
быстром репортаже. Формат кадра выбран 6,5 х 9 как допускающий и
непосредственную (контактную) фотопечать, так и увеличение до большого
формата. Затвор щелевой (шторный) с автоматическими скоростями от 1/5 до
1/100 и К и Д выдержками. Наводка осуществляется по матовому стеклу и
шкале дистанции, а так же специальным, вделанным в камеру и механически
связанным с объективом дальномером (вроде Лейки), что гарантирует быстроту
и точность наводки на резкость. Объективы в быстросъемных оправах, причем
как основной Индустар-7 1:3,5 F = 10,5 см. И предполагается, как
дополнительные, 1 светосильный 1:2,8, 1 широкоугольный и 1 телеобъектив
(остроугольный). Видоискатель типа Ньютон, причем дана возможность быстрой
установки разнообразных приспособлений и визиров на разные фокусные
расстояния добавочных объективов. Камера цельнометаллическая, оклеенная
кожей. Приспособления и объективы к ней предполагаются к выпуску в продажу
отдельно." 2 июля 1941 года Андраник Константинович был мобилизован на
оборонные работы и погиб. Из статьи в журнале "ФОТОмагазин" 12'2000г. В
фундаментальном справочнике "Русские и советские камеры", автор Jean Loup
Princelle, указаны два конструктора данной камеры. Кроме Иоаннисиани -
А.А.Ворожбит. На основании информации, любезно предоставленной мне
сотрудниками ЛОМО, можно сделать вывод, что Александр Ворожбит
разрабатывал лишь затвор камеры, а основным конструктором был Иоаннисиани.
У меня создалось впечатление, что выпустив камеру, завод так и не решил
проблемы расчета и производства оптики к ней. Судите сами, в качестве
нормального объектива использован, предназначенный для дешевой бакелитовой
клап-камеры ТУРИСТ, объектив Индустар-7 (хоть и в лучшем исполнении). За 4
года производства РЕПОРТРЕРа так и не была налажен выпуск сменной оптики.
Не думаю, что виной всему война. Производство камеры прекращено в 1940
году и причины могут быть разными. Иногда кажется, что к массовому
производству сложной фототехники и оптики советские заводы оказались
готовыми (исключение - феномен ФЭДа) лишь после войны, когда было
задействовано вывезенные из Германии оборудование, частично технологии и
детали готовых изделий.
СМЕНА-СТЕРЕО Небольшая партия была выпущена в 1970 году. Объектив f4/40mm. Выдержки
1/15 - 1/250 сек.
F-21 Миниатюрная камера, выпущенная для нужд КГБ. На фото камера с маскирующей
насадкой, имитирующей пуговицу. Выпускалась с 1951 года.
ФЭД № 180 000. У фирмы Leitz, например, известны первые владельцы всех камер с
"круглыми" номерами. Так Лейка №500000 подарена господину Ernst Leitz II и
находится сейчас в музее Leitz. Камера №750000 в 1955 году досталась
гениальному Картье-Брессону, никогда не изменявшему Лейке. Лейку 1111111 в
1965 году получил Шеф-фотограф журнала "Look" - A.Rotstein; 980000 -
President Eisenhower в 1960 году... Хорошо было бы проследить судьбу
советских камер с "нолями".
ФЭД первой модели с трехзначным номером. Верхняя крышка оцинкована. На задней
стенке отверстие с заглушкой для юстировки оптики. В дополнение к
общеизвестной информации о истории ФЭДа следующая цитата из книги 1933
года "Карманный справочник по фотографии" доктора Э.Фогеля в редакции
профессора Ю.К.Лауберта: Экспериментальной лабораторией украинской
деткоммуны изготовлен аппарат типа "Лейка". Экспертиза, произведенная
группой участников Менделеевского съезда, признала, что пленочные аппараты
с щелевым затвором и объективами со светосилой F:3,5 "изготовлены целиком
из отечественных материалов и задача конструирования и изготовления в
серийном масштабе разрешена вполне хорошо" и что "объектив, впервые
изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими
специалистами".
ФКП 2-1 Эта камера устанавливалась на самолете для фиксации поражения целей.
ФКП - "ФотоКиноПулемет" Хотелось бы знать, когда,сколько штук, на каком
заводе и в каких годах было выпущено?
Экспонометр
ЭП-4. Вообще-то я не собирался помещать экспонометры на этой странице, но
ЭП-4, на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего
времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой
расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед
фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон
измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через
матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром.
Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается
практически во всей фото литературе 50 годов. О некоторых фото книгах на
моей полке смотри на странице http://www.antique.boom.ru . Об
экспонометрах постараюсь написать подробно на
http://www.leica.boom.ru/photometry.htm
Камера
Торгового дома Стеффенъ в С. Петербурге. Я считаю все камеры выпущенные и
проданные российскими торговыми домами, как то Стеффен, Йосиф Покорный и
др., вполне российскими камерами, даже если комплектующие к ним
поставлялись из-за границы. Так например телевизор выпущенный в России,
несмотря на японский кинескоп, будет считаться российским до тех пор, пока
выпускается под отечественной маркой.
Фотоаппарат
"АРФО-2" 9 х 12. Одинарное растяжение меха. Объектив "Перископ АРФО" 15
см. Вообще в описаниях камеры АРФО у уважаемых мною авторов имеет место
изрядная путаница. Перископ упоминается с фокусным расстоянием 13,5 см,
однако на камере стоит Перископ 15см; затвор на АРФО-3 описывается со
скоростями 1/25 - 1/100, а на моей камере стоит импортный 1/2 -
1/100.
"АРФО - 3", формат - 9 х 12, объектив - Анастигмат АРФО 13,5 см, f - 1/4,5.
Двойное растяжение меха.
"АРФО" 6 х 9 Тут все "как в книжках". Объектив "Анастигмат АРФО" 1:4,5 - F=12 см.
№03991 Двойное растяжение меха. Хотя камер АРФО (производство московской
артели "Фототруд" переименованной кажется в дальнейшем в Арфо) и было
выпущено более 100000 шт., быстро достать их в коллекцию относительно
сложно. Чем активней я стараюсь разобраться в истории российского и
советского фотоаппаратостроения, тем больше неясностей и противоречий
обнаруживаю. Так первым советским/российским объективом предлагают
считать "Перископ", установленный на первых камерах ЭФТЭ в 1932 году, причем
камера изготавливалась с 1929 года (Ю.Рышков, Краткая история советского
фотоаппарата). Н.Я.Забабурин в своей книге "Портретная фотографическая
оптика" пишет, что первые объективы ОРТАГОЗ выпущены ВООМПом в 1929 году,
и там же сообщает, что уже в начале 20 века оптическим заводам "Фос"
(фирма Александр Гринберг и Ко в Варшаве) выпущены первые русские
фотографические объективы анастигматы, под наименованием "Планастигматы
ФОС". Такого рода противоречий в небольшом списке литературы по истории
русской/советской фототехники много. Так что разбираться в этой самой
истории всем вместе нам предстоит основательно!
Камеры
"Лилипут" и "Малютка". Симпатичные бакелитовые камеры, больше похожие на
игрушку. "Лилипут" выпускался с 1937 по 1940 годы в нескольких
модификациях: надпись впереди или сзади, бакелит разного цвета. Камера
является копией фотоаппаратов Siga и Siga Extra, выпускавшихся в 1936 -
1938 годах. Фотоаппарат "Малютка" выпускался пару лет, начиная с 1939
года.
Репродукционная
установка С-64 так и осталась бы в ряду других спец. камер, выпущенных
советской "оборонкой", если бы не почти детективная история появления ее
на рынке. Отдаленное сходство с Лейкой 250 "Reporter" дало толчок
воображению московским "экспортерам" фотоаппаратов и была создана Легенда.
Камера естественно отсоединялась от штатива и всех остальных
"разоблачающих" деталей, получила кодовое имя "Елочка" и как русский
"Reporter" в таком виде впаривалась доверчивым как дети иностранцам за
четырехзначные суммы в конвертируемой американской валюте. Я свою купил
приблизительно за 10% от первоначально запрошенной суммы, зато избавил
продавца от необходимости разбирать установку. Кстати у меня по сей день
остались самые теплые воспоминания о людях, положивших начало созданию в
Москве, а от нее и во всей стране, рынка антикварных фотоаппаратов.
Надеюсь еще найдется историк фотографии, который опишет и этих энергичных
и талантливых людей, и это неповторимое время - фото-коллекционный
Клондайк 80 - 90 годов прошлого столетия
Считается,
что камеры ФК форматом 13х18 см выпускались на "ГОМЗ", мастерскими
"Кубуч", Ленинградским фототехникумом, и на Харьковской фотофабрике. Куда
отнести в этом случае "Опытные кино-фото производственные мастерские.
СОЮЗКИНО. Ленинград", изготовившие имеющуюся у меня камеру? Вполне может
быть, что это синоним одной из вышеперечисленных организаций. Какой
именно?
Если
об объективе Стефана Дубинского из Киева
(http://leica.boom.ru/OldLens.htm) мы могли только предполагать, что он
изготовлен специально по заказу фотографа, то на этой линзе прямо указано:
«Изготовлено для Анатолия Вернера из Харькова». То есть можно утверждать,
что практика заказа российскими фотографами камер и оптики прямо от
изготовителя была общепринята.
Камера
МОМЕНТ. Считается копией фотоаппарата POLAROID 95, выпущенного в 1948
году. МОМЕНТ - первая советская камера одноступенчатого процесса. Пара
таких камер у меня есть, много больше мне встречалось и почти все они были
в идеальном состоянии. Скорее всего особенно попользоваться ими владельцем
не удалось: то ли пленки не продавали, то ли фотографии на ней не
получались, а может быть просто аккуратным людям достались… Вы наверное
заметили, что я представляю камеры не системно. Не описываю также, как
правило, технические данные камер и объективов. Я вообще не ставил себе
целью показать всю историю русской/советской фото-промышленности. Это уже
блестящим образом сделано на сайте Георгия Абрамова (ссылка на главной
странице). Просто несколько камер из моей коллекции и комментарии к ним в
достаточно свободной форме.
ФОТОН
- вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус -
пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому
МОМЕНТУ. В классической книге "Русские и советские камеры", автор Jean
Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: "ФОТОН", "ФОТОН - М",
"ФОТОН - 2" и "ФОТОН - 3". Всех четырех мне собрать не удалось.
ФотоСнайпер ГОИ №1585. Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были.
Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же
ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году,
сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что
сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у
приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на
курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух
цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер
выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме
номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским "гробиком" и
годом выпуска.
В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер
Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики,
поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах
ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на
свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он
сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс
Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель
Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку
он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать
соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай
Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая
внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И
был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского
филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги
пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и
встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых
сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор
Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и
6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и
подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу
прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как
сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал
положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал
главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были
внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была
запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал
подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1
июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили
множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать
"Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам
Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте
1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже
- в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию
"Мinox Gmbh wetzlar". За два года они существенно улучшили характеристики
аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона
штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих.
Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена
Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора
идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал
в Швейцарию, где стал "свободным художником" (конструктором). 4
сентября 1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит
концерну "Лейка", который продолжает выпускать все новые модификации
легендарного фотоаппарата. История "Минокса" увлекательна и поучительна.
(Данный текст найден на странице: http://www.infonet.ee/~dd/18-1.html без
подписи).
Стереокомплекты
к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий -
специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры.
Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В
сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и
видоискателя.
Приставка к микроскопу МФН-1. Кадр 6х9, плоские кассеты, выпуск 1949 года.
№0277.
Приставка к микроскопу МФН-12 №700278 производства ЛОМО. Выпущена в 1970 году.
Продавалась в фанерном ящике. В комплект к приставке входили: камера
Зоркий 4, цветные и серые фильтры, сменные окуляры, удлинительный
тубус.
На фото линейка объективов и принадлежности, которые выпускались к довоенному
ФЭДу. 1 - ФЭД 3,5/50мм MACRO (съемка в масштабе 1/2, не сопряжен с
дальномером) 2 - ФЭД 6,3/100мм (четыре линзы склеенные а два компонента) 3
- ФЭД 2/50мм (шестилинзовый анастигмат) 4 - ФЭД 4,5/28мм 5 - ФЭД ФЭД
3,5/50мм (Выпускались двух типов, с разной разбивкой шкалы расстояний) 6 -
ФЭД Угловой видоискатель 7 - ФЭД Автоспуск 8 - ФЭД Видоискатель 100мм
Отсутствуют на фото следующие принадлежности к ФЭДу: Рамочный
универсальный видоискатель (28,50,100мм); Экспонометр селеновый (круглый);
Масляный автоспуск; насадочные линзы; светофильтры желтые №1,№2,№3,№4;
Шаблон для подрезки концов пленки; увеличители У-0, У-100, У-200. Выпущена
была так же небольшая партия объективов 100мм с обозначением светосилы
1/5,9. Однако при такой светосиле объектив не покрывал резко весь кадр,
вследствие чего было принято решение снизить светосилу до
1/6,3.
ТСВВС
- одна из самых загадочных советских камер. Я даже не уверен, что ее
правильно называют. Табличка с дарственной надписью гласит: "Полковнику
Максимову ЛК за долгую и безупречную службу в частях ВТС С.А. от
Начальника В.Т.С. 9 декабря 1957 г." Отсюда возникает неожиданное
предположение, что название камеры следует читать по кругу, как собственно
и было принято в России, и звучать оно, быть может, должно не ТСВВС, от
Топографическая Служба Военно Воздушных Сил, а ВТСВС ? Кто теперь знает!?
Камера представляет собой странный гибрид корпуса типа Лейка/ФЭД и
объектива Зоннар с цейсовским байонетом. Выпускалась кажется в Харькове,
на заводе ФЭД. Появление данной камеры можно предположительно объяснить
тем, что в руки военных попала партия трофейных Зоннаров и возникла идея
создать особо качественную камеру. Если ФЭД-С называли "командирским", то
данную камеру уже "генеральской". И судя по тому, что мой экземпляр
вручили через 7 лет после изготовления, раздавать маленькую партию
престижных камер не спешили.
Зенит 7 - довольно редкая камера. Всего было изготовлено чуть
больше 3000 шт. Я различаю 3 модели данной камеры: точно
такого дизайна, как на этом фото, но с автоспуском и
двумя синхроконтактами, затем такие, как эта моя камера,
и наконец камеры, где "Зенит 7" написано на черном щитке
над объективом. Объектив Гелиос 44-7 2/58мм . Крепление
объектива - резьба 42х1. При этом вкручивается объектив
не прямо в камеру, а в переходник М42/байонет. В
паспорте к камере указано, что в комплект входили так же
переходник на М39 и удлинительное кольцо с байонетным
креплением. Номер моей камеры 6901590, объектива -
001466.
Я не раз спрашивал себя: Отчего ФЭД-Зоркий, а не просто
Зоркий? Ответ пришел сам собой, когда в одной из старых
книг увидел фотографию камеры ФЭД, под которой было
подписано "Лейка". Конечно же, все первые ФЭДы были
"нашими Лейками", а первые Зоркие -"красногорскими
ФЭДами". Как до сих пор все копировальные машины -
Ксероксы. Традиция! Выпущено этих фотоаппаратов около
5500 шт., так что мой - №5436 - один из последних. В
известной мне литературе ФЭД-Зоркий 1949 года не
упомянут.
|
|
|