Старые объективы и немного истории...



  Я никогда специально не собирал коллекцию объективов. Но те, которые по моему мнению или по общему убеждению годились для качественной съемки портретов - старался приобрести любой ценой.
  Большинством старых объективов я снимал хоть раз. Некоторыми, как Гелиаром, Имагоном - очень часто.
  Совсем недавно мне казалось смешным писать очевидные и "всем известные" факты о старой фототехнике, однако... поколение за поколением приходят молодые фотографы и кто то должен рассказать им о "днях минувших", как наши старики рассказывали нам.

AB


  Вслушайтесь в названия старых фотообъективов. Почти в каждом случае название отражает качественные характеристики объектива. Обычно в качестве основы берется какое нибудь слово, например stigmatique (точечный) и затем путем прибавления соответствующих приставок /греческих слов/ создается наименование фотографическому объективу.
  Так составлены названия Aristostigmat (совершенно точечный), Holostigmat) вполне точечный), Isostgmatique (равномерно точечный), Orthostigmat (точечный без искажений), Neostigmat (новый анастигмат), Planastigmat (анастигмат с плоским полем изображения, Velostigmat (быстрый анастигмат), - которые указывают, какими особыми качествами в смысле астигматизма и кривизны поля изображения обладают приведенные объективы.
  Апланатизм изображения отражается в следующих названиях: Aplanastigmat, Aplanat, Aplanйtique, Antiplanat.
  На очень большое поле при хорошем качестве изображения указывают названия: Eurygraphe, Eurynar, Euryplan (eurus - большой, широкий), Perigraphe, Periplan (Peri - вокруг), Eurygonal, Hypergon, Teragonal, (gone -угол; hyper - чрезмерный; teras - чрезвычайный).
  Отсутствие дисторсии в объективе тоже считается особым показателем качества его, отсюда имеем следующие названия: Rectilineare, Rectigraphe, Rectoskope (rectus - прямой), Orthar, Orthostigmat, Orthoscop (orthos - правильный), Linear, Collinear (линия в линию), Homocentric (имеющий один центр), Alethar (alethes - прямой).
  Плоское поле изображения отражено в названиях Aristoplan, Planar и др.
  Универсальность применения показана названиями: Polynar, Polyplast, Policentriqne (poli - много), Pantar, Pantogonal, Pantoscop (pan -все).
  Телеобъективы (tele - далеко). К этой категории принадлежат Telecentric, Teletessar, Bistelar (дающий в два раза большее изображение при том же растяжении меха). Многие объективы названы по числу линз, входящих в конструкцию (считая линзы в склеенных группах): Octanar, Sextar, Tetrastigmat, Tessar (tessar - четыре), Trioplan, Triotar, Triplan (Tri - три); некоторые носят названия, положенные в основу их конструирования, например, Unofocal (все четыре линзы имеют одинаковое по абсолютному значению фокусное расстояние), Primoplan (коррегирование объектива произведено для съемки передних планов).
  Некоторые названия содержат в себе идею быстроты, как например, Celor, а другие идею блеска, как например, Glaucar, Leukar, Clarior, а так же лучезарность, сияние светил, звезд, молнии и т.д., как то: Heliar, Heliostigmat, Heliohonal ( Helios - солнце), Stellor (Stella - звезда), Fulmenar (fulmen - молния); кроме того названия, показывающие полное совершенство и законченность - Artar, а так же могущество - Dunar.
  Наконец некоторые названия могут быть расшифрованы как начальные буквы слов, например Dagor - Doppel Anastigmat Goerz (двойной анастигмат Герца). Естественно, если вы не знали производителя или не были уверены в качестве его продукции, само по себе громкое название еще ни чего не гарантировало.



Начну с фотографии моих детей.
Старые фотоаппараты - их первые (и мои последние) игрушки.




      Надпись на объективе: Стефан Дубинский Киев. надо думать господин Дубинский заказал личный объектив, в соответствии со своими потребностями и вкусом.





      Портретный объектив "Nicola Perscheid" Emil Busch, A.G.Rathenow. Может быть самый знаменитый (не путать с "распространенный") портретный объектив. Симметричный объектив апланатического типа. Безусловно коллекционный раритет. Запатентован в Германии в марте 1923 года и назван в честь берлинского мастера портретов Г-на Nicola Persceid, который указал Емилю Бушу на необходимость создания такого объектива. Данный экземпляр принадлежал известному советскому портретисту В. Малышеву. Подробнее об объективе "Никола Першайд" на странице http://antique.boom.ru/photobooks и на японском сайте http://www.cosmonet.org/camera/nicola_e.htm






      Портретный объектив "Cooke" фирмы Тейлор и Гобсон. Несимметричный тройной анастигмат, состоит из трех несклеенных линз, из которых средняя - рассеивающая, а две наружных - собирательные. Рассчитан Гарольдом Тейлором в1893 году. Послужил прототипом для Гелиара, Тессара и считался в свое время исключительно дорогим объективом.






      Гелиар был одним из самых используемых, в силу своей универсальности, объективов. На открытых диафрагмах он рисовал мягко, объемно, выделяя каждый блик на коже. Но стоило прикрыть диафрагму до 11 и у вас в руках оказывалсярезкий, сухой и достаточно контрастный объектив. Повторюсь, что если бы Voigtlander & Sohn выпустили бы только Гелиар, уже этого бы хватило, что бы занять место и в истории фототехники и в моем сердце. Но был еще Коллинеар. А это и объективный набор, и качественный универсальный анастигмат, и широкоугольник. Гелиар рассчитан был Гартингом и Рихтером в 1902 году. Пятилинзовый анастигмат. Две крайние пары склеены, одна средняя линза свободна. Один объектив из Фойхтлендеровских я так и не смог найти за все годы - Гелиар последней версии с регулируемой мягкостью. Регулировка производилось путем перемещения средней линзы. Выпускались с фокусным расстоянием в 30, 36, 42 и 48 мм. Так что с его свойствами знаком лишь теоретически.






      Imagon Роденштока - объектив старый и современный одновременно. Старый, ибо по схеме этот двух линзовый объектив напоминает Ландшафтную линзу апохромат оптика из Франции Шевалье. Изготовили Имагон в 1931 году и с тех пор много десятилетий он стоит на камерах ведущих фотографов мира. На фото Imagon 200 с хвостовиком от Хассельблада, переделанным, впрочем, мною под Никон.






      Imagon 300 мм. Главный "фирменный" имагоновский знак - "дырчатая" диафрагма, позволяющая регулировать мягкость изображения. Относительно недавно эту идею использовала фирма Mamiya в Soft 150 мм для RB.






      Широкоугольный Аристостигмат (Waitwinkel-Aristostgmat).
Двойной симметричный анастигмат. Вычислил Кольморген в 1900 году. Угол 100 градусов.






      Biotessar Анастигмат Цейсса.
Состоит из трех групп линз. Выпускается с 1930 года.






      Двойной Протар, состоит из двух Protarlinse VII, 18см. Суммарное фокусное расстояние 10, 5 см. Научный сотрудник фирмы Цейс Пауль Рудольф фактически является автором первого анастигмата, названного впоследствии ПРОТАР (Protar). Первый такой объектив был выпущен фирмой Цейс в 1891 году с относительным отверстием 1:8. Следующее развитие данная схема получила с выпуском знаменитой "Протарной линзы", где два двухлинзовых компонента Протара были склеены в один блок. Протарная линза была самостоятельным анастигматом, но настоящую славу фирме принесли так называемые "Двойные Протары", состоящие из двух протарных линз в одной оправе. В этом объективе Рудольф первым добился резкого по всему полю изображения, в то же время свободного от искажений.






      Двойной Протар
Состоит из двух Protarlinse VII, передняя 41 см, задняя 48 см.






      Pantogonal.
Широкоугольный анастигмат Роденштока. Угол 125 - 130 градусов. Впереди отдельная линза, сзади две склеенных.






      Doppel-Amatar
Симметричный анастигмат Цейсса. Каждая половина состоит из трех склеенных линз.






      Tessar Цейсса.
Один из самых знаменитых в мире объективов. Несимметричный анастигмат. передняя часть состоит из двух отдельных линз, задняя из двух склеенных. Выпущен в 1902 году по разработке П.Рудольфа. Усовершенствовал его Ван-дер-Слеб.






      Двойной Протар, состоит из двух Protarlinse 350 и 285 мм. Фактически такой объектив является набором из трех объективов, ибо возможна съемка каждой "половинкой". Общее фокусное расстояние набора прибл. 190 мм. И этот двойной Протар и предыдущий Тессар 210 мм от одной из моих любимых цейссовских камер - Juwel 13 x 18. Знаменита тем, что камерой такой снимал Ansel Adams.






      Название - Doppel Anastigmat Tessaplast, то есть пластичный четырехлинзовый объектив. Тут все ясно. Но вот изготовитель указан коротко - Dr. Staeble. Речь идет о фирме STAEBLE & Co., Dr.Franz Staeble, Мюнхен. Все объективы этой фирмы были с такими же "пластичными" названиями: Choroplast, Neoplast, Polyplast, Protoplast, Lineoplast.






      Монокль.
Простейший объектив, состоящий из одной плоско-выпуклой или вогнуто-выпуклой линзы. Широко применялся в художественной фотографии. Впервые в продажу был выпущен К.Вернером. Часто с моноклем применяли желтый светофильтр в сочетании с ортохроматическими пластинками. В этом случае отпадала необходимость делать поправку фокусной разницы.






      Двухлинзовый объектив типа - Перископ. Первый Перископ был выпущен в 1885 году мастерской К.А.Штайнгеля в Мюнхене. В дальнейшем этот недорогой и популярный портретный объектив многократно усовершенствовался. Недостаток - необходимость вносить поправку на фокусную разницу, как в монокле.






Коллекция Александра Бронштейна
Коллекция "Леек" Александра Бронштейна
Всяко-разное из коллекции Александра Бронштейна
...старые объективы
...фотоэкспонометры
...светофильтры Александра Бронштейна
Георгий Абрамов. История развития отечественного фотоаппаратостроения
Гостевая книга




Сайт создан в системе uCoz